О чем болит голова |
Об экономике переходного периода, пореформенном кризисе и всевозможных финансовых обвалах написано немало. Ученые мужья ломают копья: чья модель выхода из кризиса нам больше подходит — чилийская, аргентинская, польская или китайская. До своей, российской, видать не хватает ума додуматься. Производственники, на чем свет стоит, костерят перестройку с ее рыночным механизмом, лишившим предприятия оборотных средств и заменившего нормальные денежные отношения суррогатным бартером.
Я уже упоминал, что Первомайский район до перестройки занимал второе место по объемам промышленного машиностроения. На нашей территории располагалось объединение «Пенздизельмаш», выпускавшее ежегодно 560 дизелей и 7000 турбокомпрессоров. В объединении «Пензмаш» изготавливали 450—700 текстильных машин. Велик был и объем запасных частей к ним. В районе получил достойное развитие и строительный комплекс. Кирпичный завод производил в год до 100 млн. кирпичей, на полную мощь работали домостроительный комбинат, завод железобетонных изделий и другие. Отличительная особенность района — здесь сосредоточена значительная часть перерабатывающей промышленности не только города, но и области. Это кондитерская и макаронная фабрики, гормолкомбинат и маслосырбаза, хлебозавод и завод сухого обезжиренного молока. Худо-бедно эти и другие предприятия работали стабильно, обеспечивали ежегодный прирост валового продукта в пределах 0,8—1,2 процента. Конечно, уже в то время было ясно, что возможности роста промышленного производства на исходе, нужны свежие идеи, реформы. Потому, вероятно, когда началась перестройка, большинство верили, что она принесет пользу, что будет преодолен застой в промышленном производстве, и народное хозяйство начнет развиваться ускоренными темпами. Что в действительности произошло — вспоминать не хочется. Уже через год радужные надежды испарились, многие поняли: перестройка ведет в тупик, к развалу промышленности, строительного комплекса, транспорта. Стремительно, на 8—12 процентов в год сокращались объемы валового продукта. Все чаще и чаще стали вспоминать забытое было напрочь слово «безработица». На предприятиях начались массовые сокращения и увольнения рабочих, инженеров, техников. Мы пережили трудные годы. К счастью, не все потеряли веру, не все сломались, хотя разочаровавшихся было с избытком. Многие из них не оправились и по сей день. В сложившейся ситуации, — как я писал раньше, — районной администрации пришлось поменять приоритеты, на первом плане стала социальная защита населения. Согласно же новым законам мы не имели права вмешиваться в деятельность промышленных предприятий, которые формально были Приватизированы, они превратились в АО, ЗАО, ТОО и другие образования с различными форм собственности. На мой взгляд, при этом нарушили один из главных государствообразующих принципов. Местный бюджет, как известно, формируется в основном за счет развития производства или, как ныне принято говорить, бизнеса. Челноки и торгаши не наполнят бюджет, не обеспечат поступление средств для нормальной жизнедеятельности населения района. У главы районной администрации, у его заместителей постоянно болит голова о расширении налогооблагающей базы. Иначе районный бюджет никогда не будет солидным. Сразу противоречие: с одной стороны, никакого вмешательства в дела бизнесменов, с другой — разбейся в лепешку, но как можно больше собери в бюджет. Впрочем, таких недоразумений, «вилок» и поныне осталось с лихвой.
|
Если у вас есть интересные фотографии или яркие впечатления - поместите их на туристический форум, дабы все разделили с вами прелесть путешествий!
Самые полезные советы по ремонту найдёте у нас!